Меню

Информационные ресурсы Магаданской области
Размер шрифта
A A A
Цвет сайта
Ц
Ц
Изображения

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Общая информация

В целях перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Магаданской области разработана дорожная карта по переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами Магаданской области, утвержденная распоряжением губернатора Магаданской области от 30 июня 2017 г. № 255-р, отражающая последовательную схему реализации перехода на новую систему по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Магаданской области.

Министерством разработан порядок сбора твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного сбора, на территории Магаданской области, утвержденный постановлением Магаданской области от 27 октября 2016 г. № 852-пп, устанавливающий требования в отношении сбора твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного сбора, на территории Магаданской области, установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Магаданской области, утвержденные приказом Министерства от 29 декабря 2017 г. № 212-од, в соответствии с замерами, проведенными специализированной организацией;

В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 27 сентября 2016 г. № 766-пп «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Магаданской области» в Магаданской области (далее – Территориальная схема) Магаданская область поделена на 9 зон ответственности Региональных операторов по обращению с ТКО.

Приказом Министерства от 29 декабря 2017 года № 213-од, разработана документация для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Магаданской области.

По результатам проведенных конкурсных отборов в 7 зонах деятельности региональных операторов были выбраны следующие организации:

  • Город Магадан – ООО «Региональный оператор по обращению с отходами «Магаданский»;
  • Ольский городской округ – ООО «Спецтранс-Ола»;
  • Омсукчанский городской округ – МУП «Экокомплекс»;
  • Среднеканский городской округ – СМУП «Коммунальник»;
  • Сусуманский городской округ – ООО «Холодный»;
  • Тенькинский городской округ – МУП «Жилищно-эксплуатационное управление»;
  • Хасынский городской округ – ООО «Магаданские коммунальные системы».

Согласно положениям пункта 6 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в четвертой и девятой зоне деятельности региональных операторов статус региональных операторов присвоен:

  • Северо-Эвенский городской округ – МБУ «Северо-Эвенский ОЦ»;
  • Ягоднинский городской округ – МУП управляющая компания «Уют».

«Российский экологический оператор». «РЭО Радар»

В 2019 году ППК «Российский экологический оператор» запустил в эксплуатацию IT-систему «РЭО Радар». Технологическая платформа позволяет собирать жалобы граждан по теме обращения твердыми коммунальными отходами, а также будет отслеживать общую ситуацию с помощью двух каналов коммуникации:

Круглосуточный call-центр: 8(800)6009008

Сайт: radar.reo.ru

Все желающие могут оперативно обратиться на «горячую линию» или сайт по вопросам на тему сбора или переработки отходов, а также сообщить о нарушении в своем населенном пункте и приложить фотографию или видео.

ППК «Российский экологический оператор» проверит сведения и переправит их региональному оператору для реагирования. При этом, последний обязан будет документально отчитаться об устранении проблемы. Для самих регионов и региональных операторов в системе имеется личный кабинет для более удобной работы с населением.

Напомним, что в начале года указом Президента РФ была учреждена публично-правовая компания «Российский экологический оператор». Задачами органа являются формирование системы обращения с твердыми коммунальными отходами и предотвращение вредного воздействия мусора на экологию.

Часто задаваемые вопросы

Перечень основных вопросов и ответов о реформе по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В 2017 году Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений президента в сфере регулирования обращения с отходами. Основной пункт документа, появившегося в завершении Года экологии, – создание отрасли замкнутого цикла по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Что такое ТКО?

Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора РФ «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов». Региональный оператор вправе заключать с собственниками договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов, отличными от твердых коммунальных отходов.

Кто такие региональные операторы?

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Региональный оператор) – это компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные».

Теперь работать с ТКО смогут только региональные операторы. Это компании, которые в каждом регионе отобрали через конкурс сроком на 10 лет. Их обязанность — отвечать за весь цикл обращения с отходами как физических, так и юридических лиц, на всей территории, на которой они выиграли конкурсы. 

Зачем эта реформа обращения с ТКО?

Главная цель — стандартизировать услугу по обращению ТКО, повысить ее качество, предотвратить несанкционированные свалки, улучшить экологическую ситуацию. Ни для кого не секрет, что во многих населенных пунктах мусор зачастую даже не вывозили. Либо выгружали его в ближайшем лесу или овраге. Это привело к образованию огромного количества свалок, бороться с которыми было практически невозможно. Уберешь, а через год она опять на том же месте! Теперь же такого быть не должно. Обязанность региональных операторов — предоставлять полный набор услуг качественно и всем без исключения: жителям и больших городов, и маленьких поселков.

Кроме того, по требованию федерального законодательства, появился еще и такой пункт, как обработка ТКО. Захоранивать вторичное сырье – а это лом и отходы металлов, бумага и картон, шины, полимеры и стекло – теперь нельзя. Все эти отходы должны сортироваться и отправляться на переработку. Обработка отходов – это не только извлечение полезного, но и отбор опасного, т.е. тех отходов, которые, по сути, не являются коммунальными, но все равно попадают в обычные контейнеры. Речь идет, к примеру, о батарейках, которые, разлагаясь, серьезно загрязняют окружающую среду.

На основании чего региональный оператор осуществляет свою деятельность?

Региональные операторы осуществляют свою деятельность на основании Соглашений об организации обращения с ТКО на территории Магаданской области, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Магаданской области.

Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Услугу Регионального оператора по обращению с ТКО получает и оплачивает собственник твердых коммунальных отходов: население – собственники помещений в многоквартирных домах и хозяева частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все, без исключения, собственники ТКО. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.

С региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор). Решение о заключении прямого договора принимают собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у управляющей организации накопились перед ним долги по оплате за оказанную услугу за два месяца (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Кто и как определяет цену предоставляемой региональным оператором услуги?

Единый тариф на услугу регионального оператора подлежит регулированию. Цена на услугу регионального оператора определяется Департаментом цен и тарифов Магаданской области.

Как будет начисляться оплата за услугу по обращению с ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Магаданской области, утвержденных приказом Министерства развития конкуренции и экономики Магаданской области.

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения будут учитываться:

  • среднегодовая норма накопления ТКО;
  • утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;
  • количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире / индивидуальном жилом доме.

На каком основании региональному оператору вынесена плата ТКО в отдельную строку и взымается как за коммунальные услуги?

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод и обращение с ТКО (пункты 4, 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004).

Соответственно, в квитанции на оплату эта услуга будет вынесена отдельной строкой.

Существуют ли льготы на услуги, предоставляемые региональным оператором?

Так как Жилищным кодексом Российской Федерации услуга по обращению с ТКО теперь отнесена к перечню коммунальных услуг, граждане имеют право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Компенсации от 50 до 100% положены ветеранам труда, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, «чернобыльцам», многодетным семьям, детям-сиротам и другим категориям граждан. Если раньше многодетные семьи платили по метражу в квартирах и по количеству проживающих в частных домах, то теперь они могут получить компенсацию на данный платеж до 100% суммы.

Когда региональный оператор начнет оказывать услугу?

Региональный оператор начнет оказывать услугу по обращению с ТКО с момента вступления в действие единого тарифа, утверждаемого Департаментом цен и тарифов Магаданской области.

В какой момент появляется ответственность регионального оператора за ТКО?

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и частных жилых домах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ответственность регионального оператора возникает с момента приема ТКО путем их погрузки в мусоровоз в местах накопления ТКО.

Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором?

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии со статьёй 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечёт за собой наложение административного штрафа.

Кроме того, по ст. 18 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сжигание отходов без специальных установок, запрещается. За сжигание мусора также предусмотрена ответственность по статье 8.21 КоАП РФ.

Если у физического либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором?

Договоры, ранее заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование отходов, действуют до момента начала деятельности регионального оператора (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ).

Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы?

Под обязанность заключить договор с Региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно.

Соответственно, между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

Кто является собственником контейнерной площадки?

Собственниками контейнерных площадок могут быть многоквартирные дома, на придомовой территории которых они расположены, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то ее ремонтирует и содержит местная администрация.

Ответственность Регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз (п. 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

Кто отвечает за содержание контейнерных площадок?

Контейнерную площадку для сбора ТКО содержит собственник земельного участка, на котором она установлена. Это регламентировано п.13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

Если в нашем населенном пункте нет контейнерной площадки, как будет вывозиться мусор?

В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» орган местного самоуправления определяет место расположения и установки контейнерной площадки.

Кто обязан установить контейнер для сбора ТКО на контейнерной площадке?

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» контейнеры могут быть установлены региональным оператором либо операторами по обращению с ТКО, либо могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление МКД, иными физическими или юридическими лицами, на основании заключенных договоров или по соглашению с ними.

Кто занимается ликвидацией несанкционированных свалок?

В случае обнаружения Региональным оператором мест несанкционированного размещения ТКО, Региональный оператор обязан предпринять меры для обеспечения ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в порядке, установленном правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Контакты региональных операторов

Контакты региональных операторов.docx (20.96 КБ)

 

Дата публикации: 02.08.2019 10:31


Развернуть Свернуть