Меню

Информационные ресурсы Магаданской области
Размер шрифта
A A A
Цвет сайта
Ц
Ц
Изображения

Антимонопольный комплаенс

Антимонопольный комплаенс - это совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения

Антимонопольное законодательство - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции

Антимонопольный орган - Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и её территориальные управления

Риски нарушения антимонопольного законодательства - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции в результате несоблюдения антимонопольного законодательства

  • обеспечение соответствия деятельности министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области требованиям антимонопольного законодательства;
  • профилактика и сокращение количества нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

  • Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р «О методических рекомендациях по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы»
  • Распоряжение губернатора Магаданской области от 31.01.2019 № 17-р «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Магаданской области»

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ

  • Запрещается (статья 15):
    • введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
    • необоснованное  препятствование  осуществлению  деятельности  хозяйствующими  субъектами,   в  том  числе  путем  установления  не  предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
    • дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
    • установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
    • предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
    • предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона;
    • создание дискриминационных условий;
    • установление  и  (или)  взимание  не  предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации  платежей  при  предоставлении государственных  или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
    • дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  • Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (статья 16)
  •  Запрет на антиконкурентные действия органов власти (заказчиков, организаторов) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (статья 17):
    • координация организаторами торгов или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
    • создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
    • нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
    • участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах

Описание рисков

Причины возникновения рисков

Мероприятия по минимизации и устранению рисков

Наличие (отсутствие) остаточных рисков

Вероятность повторного возникновения рисков

1

Ограничение доступа к информации, повлекшее за собой создание дискриминационных условий для отдельных субъектов деятельности в сферах строительства, ЖКХ и ТЭК

1) ослабление контроля за своевременным предоставлением необходимой информации;

2) недобросовестное или небрежное отношение работников к выполнению должностных обязанностей;

3) предоставление субъекту деятельности доступа к информации в приоритетном порядке

1) усиление контроля за своевременностью предоставления необходимой информации;

2) повышение квалификации работников, ответственных за предоставление данной информации

остаточные риски отсутствуют

низкая

2

Предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке, принятие решений, влекущих нарушение норм антимонопольного законодательства

недостаточный уровень внутреннего контроля

повышение квалификации сотрудников в сфере антимонопольного законодательства

остаточные риски отсутствуют

низкая

3

Разработка правовых актов, содержащих положения, влекущие нарушения антимонопольного законодательства

1) недостаточный уровень внутреннего контроля;

2) недостаточная координация процесса подготовки проектов НПА;

3) недостаточный уровень правовой экспертизы и оценки регулирующего воздействия НПА

1) осуществление подготовки проектов НПА в строгом соответствии с действующим законодательством;

2) осуществление правовой экспертизы и оценки регулирующего воздействия;

3) согласование проектов правовых актов с уполномоченными ОИВ области

остаточные риски отсутствуют

средняя

4

Необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами вследствие нарушения сроков, процедуры предоставления государственных услуг, необоснованный отказ в предоставлении государственных услуг

1) неполная либо искаженная информация от заявителя;

2) недостаточная квалификация сотрудников департамента, ответственных за предоставление государственных услуг

1) повышение квалификации сотрудников, ответственных за предоставление государственных услуг,

2) осуществление контроля соблюдения сроков и порядка предоставления государственных услуг

остаточные риски

отсутствуют

низкая

5

Нарушение антимонопольного законодательства в результате необоснованного ограничения допуска к торгам участников закупки

1) отсутствие надлежащей экспертизы документации закупки;

2) нарушение порядка и сроков размещения документации о закупке;

3) непринятие мер по исключению конфликта интересов;

4) высокая нагрузка сотрудников;

5) отсутствие достаточной квалификации сотрудников

1) экспертиза документации закупки;

2) контроль сроков и порядка размещения документации о закупке;

3) мероприятия по повышению квалификации сотрудников в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд;

4) передача закупочных процедур подведомственному учреждению

остаточные риски

отсутствуют

средняя

6

Нарушение антимонопольного законодательства в результате создания отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий участия в торгах

1) отсутствие надлежащей экспертизы документации о закупках;

2) непринятие мер по исключению конфликта интересов;

3) ненадлежащий уровень взаимодействия и предоставления необходимой информации между структурными подразделениями министерства;

4) высокая нагрузка сотрудников;

5) отсутствие достаточной квалификации сотрудников

1) совершенствования системы контроля за соблюдением действующего антимонопольного законодательства;

2) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства;

3) мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;

4) экспертиза документации о закупках, в том числе юридическая;

5) согласование конкурсной (аукционной) документации, проектов государственных контрактов с заинтересованными структурными подразделениями Министерства и юридической службой;

6) мероприятия по повышению квалификации сотрудников в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, а также в сфере антимонопольного законодательства;

остаточные риски

отсутствуют

средняя

7

Нарушение подведомственными учреждениями антимонопольного законодательства путем заключения антиконкурентного соглашения в виде заключения государственного контракта без проведения конкурентных процедур

1) отсутствие ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Магаданской области в порядке, установленном Правилами осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Магаданской области, утвержденными постановлением Правительства Магаданской области от 15.05.2014 № 408-пп;

2) высокая нагрузка сотрудников;

3) отсутствие достаточной квалификации сотрудников

 

1) надлежащая организация ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Магаданской области в порядке, установленном Правилами осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Магаданской области, утвержденными постановлением Правительства Магаданской области от 15.05.2014 № 408-пп;

2) мероприятия по повышению квалификации сотрудников в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, а также в сфере антимонопольного законодательства;

3) проведение в подведомственных учреждениях разъяснительной работы по антимонопольному законодательству

4) мониторинг законодательства и правоприменительной практики в сфере закупок повышение и поддержание уровня необходимых знаний и навыков специалистов, участвующих в закупочной деятельности, в том числе, в рамках курсов (семинаров, лекций) повышения квалификации

5) проведение информационно-консультационной работы среди подведомственных учреждений

остаточные риски

отсутствуют

средняя

Проблема (нарушение, риск нарушения)

Мероприятие

Показатель

Срок

Описание действий

Ответственный

1

Информирование субъектов деятельности в сфере строительства, ЖКХ и энергетики по вопросам мер государственной поддержки

повышение квалификации сотрудников, ответственных за предоставление информации по вопросам мер государственной поддержки

высокая квалификация сотрудников министерства, ответственных за предоставление информации по вопросам мер государственной поддержки

на постоянной основе

программы повышения квалификации сотрудников, внутренний контроль

заместитель министра – руководитель управления жилищно-коммунального хозяйства; заместитель министра; управление правовой работы, кадров и государственных закупок

3

Недостаточная квалификация сотрудников министерства в сфере антимонопольного законодательства

повышение квалификации сотрудников в сфере антимонопольного законодательства

высокая квалификация сотрудников в сфере антимонопольного законодательства, способность применять полученные знания при исполнении служебных обязанностей

на постоянной основе

программы повышения квалификаций, внутриведомственное взаимодействие с отделом правовой работы и управления персоналом

заместитель министра – руководитель управления жилищно-коммунального хозяйства; заместитель министра; управление правовой работы, кадров и государственных закупок

4

Разработка НПА в сферах деятельности министерства

подготовка правовых актов в сфере деятельности министерства

соблюдение требований антимонопольного законодательства при разработке и принятии правовых актов, исключение положений, противоречащих нормам антимонопольного законодательства на стадии разработки и согласования проектов правовых актов

на постоянной основе

соблюдение процедуры согласования правовых актов, правовая экспертиза проектов правовых актов, проведение общественных обсуждений правовых актов, проведение процедуры оценки регулирующего воздействия правовых актов

заместитель министра – руководитель управления жилищно-коммунального хозяйства; заместитель министра; управление правовой работы, кадров и государственных закупок

5

Неэффективная правовая экспертиза проектов договоров, соглашений

правовая экспертиза проектов договоров, соглашений

исключение положений, противоречащих нормам антимонопольного законодательства на стадии разработки проектов договоров, соглашений

на постоянной основе

экспертиза проектов договоров, соглашений, в том числе на соответствие требованиям антимонопольного законодательства

заместитель министра – руководитель управления жилищно-коммунального хозяйства; заместитель министра; управление правовой работы, кадров и государственных закупок

6

Надлежащая организация ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Магаданской области в порядке, установленном Правилами осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Магаданской области, утвержденными постановлением Правительства Магаданской области от 15.05.2014 № 408-пп

подготовка правовых и распорядительных актов министерства

соблюдение требований антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе

не позднее 01 февраля 2021 года

Разработка и принятие Регламента ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Магаданской области, включая утверждение состава работников, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля, и плана проведения контрольных мероприятий в отношении подведомственных заказчиков

заместитель министра; управление правовой работы, кадров и государственных закупок

Доклад об антимонопольном комплаенсе в министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области.

Doklad_za_2020_g..pdf (162.42 КБ)

 

 

Дата публикации: 12.02.2021 12:27


Развернуть Свернуть